Обязанности 3D-дизайнера игр: моделирование в геймдеве

Содержание

  1. 1. Основные направления работы 3D-дизайнера в геймдеве
    1. 1.1. Моделирование персонажей
    2. 1.2. Создание игрового окружения
    3. 1.3. Создание игровых объектов
  2. 2. Технические навыки 3D-дизайнера
    1. 2.1. Текстурирование
    2. 2.2. Скульптинг и детализация
    3. 2.3. Оптимизация моделей
    4. 2.4. Рендеринг
    5. 2.5. Анимация 3D-моделей
  3. 3. Художественные навыки
    1. 3.1. Концепт-арт и визуальное мышление
    2. 3.2. Стилизация
    3. 3.3. Композиция и работа с освещением
  4. 4. Как стать 3D-дизайнером в геймдеве
  5. 5. Заключение
Вам нужна 3D модель? Эксперт Ворк24 создаст её для вас!
Найдите его на Ворк24

Главная.png

В геймдеве визуальная составляющая определяет успех игры не меньше механики. 3D-дизайнеры создают персонажей, объекты и окружение — наполняют цифровые миры. Профессия требует как художественного вкуса, так и технических знаний. Разберемся, какими навыками 3D-моделирования должен обладать специалист, чтобы успешно работать в игровой индустрии.

Основные направления работы 3D-дизайнера в геймдеве

Цифровое моделирование превращает идеи в готовые элементы игрового мира. Компетенции 3D-дизайнера охватывают как творческую, так и прикладную стороны процесса. Задача — разработка убедительных, оптимизированных и стилистически выдержанных моделей. Опишем основные направления, затем углубимся в техническую и художественную части подробнее.

Моделирование персонажей

Моделирование.png

Создание игровых персонажей — творческое задание, требующее технических навыков. 3D-дизайнер воплощает концепт-арт в трехмерную модель, сохраняя характер и индивидуальность героя. Тщательно прорабатываются критичные для повествования и эмоциональной связи детали. Например, лицевая анимация и мимика.

Базовая геометрия персонажа учитывает анатомию. Модель разрабатывается в двух основных версиях: High Poly — высокополигональной через скульпинг. Low Poly — низкополигональной с оптимальным количеством полигонов. Делается это в целях оптимизации.

Создание игрового окружения

Окружение.png

Окружение формирует атмосферу игрового мира и контекст для действий игрока. 3D-дизайнер этого направления разрабатывает:

  • Ландшафты, природные компоненты (горы, растительность, водоемы);
  • Архитектурные сооружения, интерьеры;
  • Атмосферные элементы (туман, дым, погодные эффекты);
  • Предметы обстановки, декоративные объекты.

Проектирование окружающего мира сочетает художественную выразительность и игровую функциональность — учитывают игровую механику, схемы перемещения персонажа.

Создание игровых объектов

Игровые объекты.png

Игрок взаимодействует с оружием, транспортом, предметами, коллекционными элементами. При их создании учитывают игровую механику: модель выглядит уместно, работает в контексте геймплея. Проводится техническая оптимизация — особенно для интерактивных элементов.

Объекты должны соответствовать художественному стилю проекта. Визуальная составляющая направлена как на эстетику, так и интуитивность — т.е. понимание функции элемента при первом взгляде на него. Степень детализации определяется от значимости: ключевые предметы прорабатываются глубже, чем второстепенные. Цель — не перегружать систему, удерживать фокус игрока на главном.

Технические навыки 3D-дизайнера

Профессиональная разработка трехмерных моделей основана на технических навыках. Базу составляет полигональное моделирование — создание простых форм (треугольников, квадратов) с последующим усложнением. Все игровые ассеты (персонажи, окружение, объекты) проектируются в полигональной форме на движках вроде Unity, Unreal Engine. Без этого навыка работать в индустрии невозможно.

Модульное моделирование распространено среди дизайнеров окружения. Уровни в игре собираются из повторяющихся элементов — модулей. Чтобы не тратить время на каждый кирпичик в стене, дизайнер создает его единожды, затем использует для сборки цельной конструкции.

Процедурное моделирование разрабатывает 3D-объекты с помощью алгоритмов и параметров.
Вместо ручной лепки дизайнер задает правила, по которому программа автоматически генерирует геометрию. Не считается обязательным, но пригождается специалистам по окружению и техническим художникам. Ускоряет разработку сложных структур: городов, природных ландшафтов.

Текстурирование

После моделирования наступает этап оформления поверхности — наложение текстур на объекты. Они задают фактуру: определяют цвет, материал, потертости, грязь, швы и другие мелкие детали.

Работа начинается с UV-развертки, где 3D-модель «распаковывается» в плоскую 2D-форму. Это позволяет точно нанести изображение (текстуру) на трехмерную геометрию.

Далее художник либо рисует прямо по модели в 3D-программе, либо работает с разверткой, создавая текстурные карты. Среди них: карта цвета (Base Color), нормалей (Normal), шероховатости (Roughness), металличности (Metallic), а также карты затенения и отражения. Эти данные придают модели реалистичный или стилизованный вид — в зависимости от задач проекта.

Скульптинг и детализация

Скульптинг.png

Цифровой скульптинг нацелен на создание высокодетализированных моделей. Геймдев-дизайнер работает с виртуальной глиной для лепки органических форм и микрорельефа на поверхностях.

Повторяющиеся детали наносятся альфа-кистями — они работают как штамп. Вместо ручной лепки мелких деталей (пор, морщин, узоров), художник применяет заранее подготовленную маску, которая моментально добавляет нужную форму или текстуру на поверхность модели. Альфа-кисти полезны при создании органики — кожи, ткани, поверхности камня — где важны мельчайшие неровности.

Когда 3D-дизайнер заканчивает трехмерный объект в ZBrush или Blender, результат получается тяжелым — с миллионами полигонов. Модель выглядит отлично, но из-за большого веса тормозит, долго рендерится и не поддается анимации. Ретопология превращает сырую скульптуру в оптимизированную модель, готовую для использования в игровом движке. Детализированность сохраняется посредством запекания карт нормалей.

Оптимизация моделей

Игровые движки обрабатывают сотни объектов одновременно. Если модели слишком тяжелые — нагруженные сложными текстурами, полигонами и неэффективной геометрией — игра будет тормозить даже на мощных устройствах.

В оптимизацию входит создание LOD-моделей (Level of Detail) — двух версий с разным уровнем детализации. Обе загружаются в программу и сравниваются (запекаются) для генерирования текстуры под названием normal map. В итоге она накладывается на low poly, чтобы выглядеть как high poly, но при гораздо меньшем весе. Принцип работы заключается не в изменении геометрии, а отражении света — «оптическом обмане».

Рендеринг

Рендер.png

В контексте 3D-моделирования для игр, рендеринг — это процесс отображения трехмерной графики на экране в реальном времени. В играх используется технология реалтайм, поскольку игра должна показывать картинку ежесекундно по 30-60 кадров. Для этого придуманы игровые движки (Unreal Engine, Unity). Они перерабатывают трехмерные модели в двухмерное изображение на экране, учитывая свет и тени, текстуры и материалы, визуальные эффекты — все компоненты вплоть до постобработки.

Важность такой трансформации для 3D-дизайнера состоит в понимании, как объекты будут выглядеть при рендеринге в движке. Отталкиваясь от этого, специалист контролирует количество полигонов, грамотно применяет текстуры и нормали, настраивает материалы под освещение в сцене.

Анимация 3D-моделей

Даже если игровой художник не занимается анимацией, он проектирует модели с учетом их подвижности. Грамотный 3D-дизайнер имеет базовое понимание следующих принципов:

  • Основы риггинга — построение «скелета» из точек, ребер и полигонов для управления моделью;
  • Настройка весов костей скелета, влияющих на геометрию персонажа;
  • Создание ключевых кадров для базовых движений;
  • Подготовка моделей к экспорту в игровой движок с учетом критериев анимационной системы.

Художественные навыки

Помимо технических умений, в обязанности 3D дизайнера игр входит понимание фундаментальных принципов искусства. Художественное видение определяет эстетическую сторону моделирования.

Концепт-арт и визуальное мышление

Концепт.png

3D-дизайнер превращает идеи концепт-художников в финальные игровые модели, сохраняя первоначальную идею. Не обязательно самому заниматься рисовкой — важно уметь читать концепты, понимать замысел художника. Представлять, как модель будет выглядеть в игре. Цель — интерпретировать двухмерные эскизы в трехмерное пространство. Для этого нужно разбираться в пропорциях, силуэтах, стиле.

Стилизация

В контексте геймдизайна — это намеренное отклонение от реализма в пользу индивидуального художественного стиля. Вместо стремления сделать объекты максимально реалистичными, 3D-моделлер утрирует форму, цвет, пропорции или текстуру так, чтобы они соответствовали визуальной концепции игры.

Узнаваемые образы
  • Fortnite — мультяшный стиль;
  • Borderlands — графика в духе комиксов;
  • Monument Valley — минимализм, low-poly;
  • Darkest Dungeon — темное фэнтези с преувеличением форм.

Композиция и работа с освещением

Назначение композиции — правильная расстановка объектов в окружении, на уровнях и статичных сценах. От нее зависит восприятие пространства: она направляет внимание игрока, выделяет ключевые элементы, создает визуальный ритм. Локации становятся не только выразительными, но и понятными для навигации, а кадры — кинематографичными.
С технической стороны освещение раскрывает проработанность объектов: формирует объем и глубину моделей. С художественной — передает настроение игрового мира, усиливает драматичность сцен, ориентирует игрока.

Как стать 3D-дизайнером в геймдеве

Дизайнер.png

Сперва стоит определиться с направлением, поскольку 3D-дизайнер в геймдеве — это широкое понятие. Актуальные специализации:

  • Персонажи (character artist);
  • Окружение (environment artist);
  • Пропсы (оружие, предметы, техника);
  • Анимации, VFX, интерфейсы.

В основе большинства игровых ассетов лежит полигональное моделирование — начните осваивать навыки 3D-моделирования в бесплатных программах. Либо выберите конкретные инструменты для продвижения в интересующей нише:

  • Blender — моделирование, скульптинг, текстуры, анимация;
  • Substance 3D Painter / Quixel Mixer — текстурирование;
  • Unreal Engine / Unity — интеграция и проверка в движке;
  • Photoshop, ZBrush — пригодятся, если идете в персонажи.

Изучение 3D-графики начните моделирования (формы, топология, оптимизация), UV-развертки и текстурирования. Параллельно развивайте насмотренность концепт-артов. Постепенно переходите к материалам и картам (normal, roughness, metallic). Потребуются знания в области освещения, композиции, рендеринга. Завершающим этапом выступит стилизация и работа с референсами.

Игры требуют оптимизации

Изучите, как игровые движки обрабатывают модели: низкий полигональный счет, эффективные текстуры и правильное освещение. Попробуйте импортировать свою первую модель в движок. Практика покажет, как дизайн влияет на производительность.

Смотрите обучающие материалы и проходите курсы, но не ограничивайтесь теорией. Сопровождайте полученные знания практикой, чтобы выработать навык. Для начала хватит Blender и бесплатных туториалов с YouTube. Если готовы вложиться, берите курс от XYZ School или Skillbox — они заточены под геймдизайн и дают практику. Главное — делайте проекты и собирайте портфолио.

Заключение

Профессия геймдев дизайнера балансирует между творчеством и техническими знаниями. С усовершенствованием технологий добавляются новые подходы к созданию игр, но основы моделирования остаются неизменными. Успех в этой сфере начинается с освоения базы — полигонов. От разработчика игровых ассетов ждут технической грамотности, художественного видения и опыта. Поэтому портфолио и готовность к постоянному обучению — фундамент построения карьеры в 3D-дизайне игр.

Вам нужна биржа копирайтинга для работы копирайтером или хотите оформить написание статей на заказ?

Комментарии

Нет комментариев
Не можешь разобраться в этой теме?
Обратись за помощью к фрилансерам
Гарантированные бесплатные доработки
Быстрое выполнение от 1 дня
Безопасная сделка
Прямой эфир